Формирование связной речи у детей напрямую зависит от словаря, которым они владеют. Чем шире словарь, тем более понятнее и красивее становится речь. Выделяют два вида словаря: активный и пассивный. Активный словарь – это слова, которые непосредственно использует человек в речи. Пассивный словарь – это, наоборот, слова, которые ребёнок не использует в речи, но понимает при восприятии чужой речи. Данные словари характеризуют по параметрам: количество (или объём) и качество (или содержание). Объём словаря зависит от возраста ребёнка, особенностей его познавательного развития, условий воспитания, но в целом, необходимо отметить, что пассивный словарь всегда больше, чем активный, даже у взрослого человека.
Одной из особенностей воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи является преобладание в речи пассивного словаря над активным, трудности в понимании значения многих слов, неточности в их употреблении. Также характерно недостаточное использование в речи обобщающих понятий, антонимов и синонимов.
Каким образом родители могут участвовать в формировании и развитии словаря ребёнка? Во-первых, нужно помнить, что ваша речь – это образец для подражания. Старайтесь в процессе общения с детьми употреблять литературные слова, не допуская использования ненормативной лексики. Объясняйте смысловое значение слова, которое непонятно ребёнку. Во-вторых, следите, чтобы в речи не превалировали слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (куколка, тарелочка, домик, ножки, шейка). В-третьих, больше беседуйте с ребёнком. Тему бесед выбирайте исходя из возраста и интересов ребёнка, но с учётом зоны его ближайшего развития, то есть ориентируясь на следующую возрастную ступень. В процессе беседы учите не только отвечать на вопросы взрослого, но и правильно формулировать вопросы. Правильный подбор слов обеспечит точность и ясность для понимания речи ребёнка собеседниками.
Какие игры будут способствовать развитию словаря ребёнка. Например, «Отгадай предмет по описанию». Вы называете ребёнку слова-признаки, характеризующие предмет, а он отгадывает его. А потом наоборот, ребёнок должен описать предмет, не называя его. Игра «Назови одним словом». Предложите ребёнку ряд слов и попросите назвать, что общего у этих предметов. Например, утка, гусь, курица – это домашние птицы. Игра «Кто подберёт больше слов». Взрослый предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом вы можете использовать предметы или картинки. Обращайте внимание ребёнка на сезонные изменения в природе, а также погодные условия. Составляя описательное или сравнительное предложение у ребёнка возникнет необходимость использовать слова из пассивного словаря, которые он понимает и знает. Игра «Кто как говорит?». Вы бросаете мяч, называя животных, а ребёнок должен поймав мяч, ответить, как подаёт голос животное: мычит, хрюкает, пищит и т.д.
Игра на умение употреблять в речи антонимы «Скажи наоборот». Например, грязные ботинки – чистые ботинки, большой медведь – маленький медвежонок. Игра «Кто, где живёт?» позволит активизировать словарь по теме «Животные». Спросите у ребёнка, где обитает то или иное животное. Для того, чтобы игра быстро не надоела ребёнку, и он не потерял к ней интерес, то можно использовать следующие приёмы: усложнение задания, добавление картинок, игрушек, мяча. Или, например, допустив ошибки, просите ребёнка исправить их: «Я разложила животных по местам их обитания. Проверь, пожалуйста, правильно ли я это сделала?». Ещё одна игра для активизации глагольного словаря: «Кто как передвигается?». Ребёнку необходимо ответить, как передвигается животное, птица. Для закрепления словаря по теме «Профессии» предложите подобрать орудия труда для представителя каждой профессии.
Словарь ребёнка не может быть полноценным без понимания значения многозначных и родственных слов. Способствовать их пониманию ребёнком и употреблению в речи будут следующие игры: «Найди похожее слово к слову лук» (лук овощ, лук оружие; ручка для письма, ручка у лейки, ручка ребенка); «Где спрятались похожие слова», «Овощное лото», «Подбери близкое слово к слову «овощ»» (овощной, овощезаготовки, овощерезка, овощехранилище), лист (листочек, листопад); «Объясни» (взрослый объясняет слово, а ребенок отгадывает его), «Какое слово лишнее в этом ряду?»
Таким образом, общение с ребёнком вы можете превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи, но и формированию предпосылок овладения школьными навыками.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи : программа для специальных дошкольных учреждений / Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. — Минск : Нац. ин-т образования, 2007.